3.06.74 г.
Дорогие Девика и Святослав Николаевич, я только что вернулся с длительного путешествия по маршруту: Москва, Ленинград, Извара, Старая Ладога, Петрозаводск, Сердоболь, Новгород, Валаам, Тулуола, Псков, Изборск, Печеры. Ездил с кинорежиссером и операторами. Многое отобрали для съемок, а часть уже сразу сняли. В Изваре идут сейчас восстановительные работы. Потом напишу о них подробнее. Вкладываю в письмо веточку туи из парка. Туя старая, росла еще при Н.К. Парк за эти годы изменился, но нашли первоначальные планы и его будут по ним восстанавливать. На острове Тулуола (где был написан аллегорический очерк «Пламя», «Пути Благословения» стр. 32) теперь никто не живет. Судя по тексту Н.К. и тогда жителей было мало. Островок не очень велик, с хорошими сенокосами и небольшим лесом. Прекрасные виды на озеро и фиорды. Мы обнаружили один разобранный большой дом на фундаменте из серого гранита (большие тесанные камни). Дом был с мезонином, стоял на возвышении, почти обнаженном граните. Вид из него открывался на сравнительно узкую протоку, озеро немного далее. Может быть, Вы, Святослав Николаевич, помните тот дом, в котором жили тогда? Этот остров отстоит близко от Сердоболя на Ладоге, мы до него добирались моторной лодкой. На острове были и другие дома, но после войны остров не заселялся, старожилов там нет и спросить не от (у) кого. Если удалось бы установить точно по Вашему описанию – как дом выглядел, то на фильм сняли бы окрестности. Вид везде прекрасный. Были и на «Святом острове», изображенном Н.К. на одноименной картине. Сейчас скалы острова заросли деревьями и не так обнажены, как на картине. Остров все-таки будут снимать. Вообще Карелия и Псковщина очень прекрасны для съемок. Сейчас режиссер и операторы на Алтае. Съемки намечены также в Монголии и Индии. Фильм должен получиться очень хорошим, все натурные съемки – цветные – и будут прекрасно сочетаться с картинами Н.К. К сожалению последнее письмо Девики пришло после моего отъезда из дому. Из Москвы я написал Вам короткое письмо, но не имел тогда письма Девики на руках и не мог ответить на вопросы. В Москве почему-то говорили, что для выставки С.Н. намечаются помещения Музея культуры (искусств ?) народов Востока. Девика пишет о помещении, которое воздвигает Министерство культуры около стадиона. Я не припомню такого выставочного здания, тем более, что в Москве несколько стадионов. Министерство культуры возводит сейчас большое выставочное здание напротив Парка культуры им. Горького (около Крымского моста). Я не знаю в какой стадии строительство находится и здание, то оно будет наилучшим в Москве. Если же другое, то хорошо бы уточнить – около какого стадиона. Я бы тогда осмотрел его и сообщил бы о его качествах. В Музее культуры (искусств ?) народов Востока – несколько зал, они не все одинаково хорошо освещаются, но выставки Н.К. проходили там с большим успехом и были длинные очереди. Выставки длились по несколько месяцев. Теперь под выставки приспособили еще бывший Манеж в самом центре города. Там устраивают большие зональные выставки современных художников. Однако освещение там не из лучших, по существу почти целиком искусственное, что несколько «убивает» краски картин. В Москве, конечно, имеются и другие выставочные помещения, так что можно выбрать хорошее. Специальный юбилейный комитет Н.К. должен был на этих днях провести заседание, но я был в дороге, а из Москвы писем еще не имею. Выставка Н.К. и сессия намечались в Академии художеств в октябре. Я из письма понял, что Ваш приезд согласуется на ноябрь? Или это только открытие выставки картин С.Н.? В зависимости от этого как сложится дата Вашего приезда к нам и Ваше выступление на сессии, посвященной Н.К.
(продолжение письма) На эту сессию приглашена также Зинаида Григорьевна. Выступая в интервью по радио, она сообщила о Вашей выставке, так что сведения о ней широко распространились еще до уточнения всех деталей и Ваших последних переговоров. Передайте пожалуйста большое спасибо Девике за ее письма. Мне вполне можно писать по-английски. Дочь мне переводит. Но отвечать на письма я могу только по-русски.
Был бы благодарен Вам, если бы послали мне Ваш телеграфный адрес, чтобы в спешных случаях я мог телеграфировать. В эту поездку я дважды посещал Раю, познакомил ее с режиссером фильма и договаривался о будущих съемках на квартире Ю.Н. Там много что нужно снять (особенно картины). Рая обещала все сделать как нужно. Надеюсь, что она сработается с режиссером, когда начнут снимать. Выглядит сейчас Рая лучше, очевидно процесс был еще не обострен. Теперь она собиралась на месяц в санаторий под Москвой. Ей необходим покой и душевное равновесие. Деятельность в несвойственной ей сфере сильно нарушили ее психику и это, конечно, на здоровье сказывается. Но, похоже, что прямой опасности сейчас нет. О поездке в Извару напишу Вам потом подробнее. Сейчас должен заняться спешно обработкой материалов по поездке для режиссерского варианта сценария. Режиссер попался прекрасный, также и операторы. Но для них нужно многое подготовить. С сердечным приветом, душевно Ваш
В ответ на это письмо ПФБ - СНР писал: 21.08.74 Дорогой Павел Феодорович, Спасибо Вам большое за Ваше письмо и за только что полученную книгу Алехина. Я был очень рад этому труду и прочел его сразу. Он очень хорошо справился с трудной задачей популярного очерка и очень правильно осветил разные этапы творчества Ник. Конст. Не откажите переслать ему мое вложенное письмо. Я был очень рад Вашему письму и на вопросы о фильме я отвечу на днях подробно. В фильме хорошо осветить места пребывания Н.К. и те которые ему особенно нравились. Так в Сердоболе мы жили на Ühin Lahti (на юг от Сердоболя) имение Реландера – Ректора Университета. В самом Сердоболе в доме Генеца genetgin Talo улицы не помню, но это было около Университета на южн. берегу Сердобольск. залива. Из Ühin Lahti часто ездили по шхерам особенно нравился Ник. Конст. Karne Saari и он там писал несколько этюдов и воспользовался скалами для картины «Столпник». Вы правы, на Tulola дом стоял на возвышении на северо-западной стороне острова недалеко от пристани. Принадлежал он русскому купцу – имя не помню. На северн. стороне острова были известные каменоломни и оттуда везли гранит для памятников Петербурга. На север от острова были причудливые заливы Kirjavalahti куда мы ездили на катерах. Остров был полон дичи. Тетерева, вальдшнепы, трудно представить себе изобилие всякой птицы. Сам дом был большой с мезонином деревянный, с большими комнатами меня особенно поражали доски полов – совсем невиданной ширины. Ездили на Валаам. Посещали скиты на островах особенно меня поразили схимники. Раз в год они собирались в подземном храме у раки Преп. Сергия и Германа для службы. На юг от Сердоболя по дороге в Ühin Lahti было Валаамск. подворье около озера посколько помню звали Нуитрова. Ник. Конст. писал много этюдов. Вспомнить можно много, очень много, но для фильма главное (о)схватить самые яркие, самые основные места. Ведь будут наверно кадры Индии и те доступные места Тибета как Ладак и Лахуль. Грандиозные панорамы Гималаев Канченджунги, Сиккима, Кулу. Архитектура Индии – Север и Юг – Цейлон. Кажется нет предела. – Надо кончать – готовимся к выставкам – картины пакуются – свыше 300. Всего Вам Светлого и Радостного – все впереди. Ваш Светослав Рерих.