Фильм о Н.К. Рерихе и его семье
РЕРИХ В КАРЕЛИИ
Николай Рерих бывал в Карелии неоднократно в период с 1913 по 1918 годы, но большую часть времени он провел на Ладожском озере, где, по настоянию врачей, поправлял свое здоровье, жил и работал.
Семья Рерихов
На Ладоге Рерихи останавливались в гостинице города Сердоболь (ныне Сортавала), а так же в доме купца Овечкина на небольшом острове Тулон (или Тулолансаари, что означает дословно "Потаенная земля в окружении воды" в переводе на русский язык).
Фотография о. Тулон
К сожалению ни гостиница, ни дом Овечкина до наших дней не дожили: первая была разрушена во время Великой Отечественной войны, а второй в 1950-х годах, во время укрупнения колхозов, был разобран и вывезен с острова, поскольку был бесхозным, но зато добротным. Однако в Ладожской серии рисунков Николая Рериха до сих пор хранятся два листа с названием «Тулон», изображающие ландшафт и строения на острове.
Фотография развалин дома Овечкина и рисунок Рериха
В августе 2009 года на Тулоне все же была установлена памятная доска в честь Николая Рериха (выполнена в Санкт-Петербурге по проекту художников В. Васильева и В. Головачёва). На мраморе с гравированным на меди рисунком Николая Рериха «Тулон» алеет знак «Знамени Мира» – символ Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Памятная доска на о. Тулон
Интерес Николая Рериха к Северу был продиктован желанием разыскать и сохранить исконные знания наших предков Он живо интересовался изучением древнего магического искусства, существование которого в стародавние времена связывалось именно с северными территориями России, когда ковался особый дух, когда народ и природа жили вместе. В это же время художник проявляет интерес к старинным храмам; он подчёркивает своеобразие местной настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера. Он пишет: «В них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный шаманизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных работ в карельских храмах.
Картина Рериха «Голубиная книга»
Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем и сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодья. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своём образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Николай Рерих в Карелии. Он занимался серьёзным изучением карельских, финских, саамский преданий, легенд, вёл научные исследования, рисовал. Результатом явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на Востоке, на Тибете и Гималаях.
Н. Рерих. Триптих «Мадонна Орифламма»
Однако вопрос, почему Рерих выбрал именно эти места современной Карелии, остаётся открытым. То, что это не было случайностью, – доказывает вся жизнь великого мыслителя, в которой «случайность» для нас всегда оказывалась «закономерностью и необходимостью» для него.
Ниже приведены иллюстрации с его картинами, которые художник написал именно в Карелии.
Н. Рерих "Карельская сюита. Серия пейзажный картин"
Н. Рерих "Скалы Карелии. Серия" (последняя картина - знаменитый "Святой остров")
"Карельское утро"
"Вестник"
"Вид на остров Тулон из г. Сердоболя"
"Весна священная" (№1)
"Весна священная" (№2)
"Сигнальные дымы"
"Терра инкогнита"
"Приказ шамана" (серия "Героика")
"Конец пути"
"Ожидание"
"Чары звериные"
"Ладога"
"Чудь уходит под землю" (вариант №1)