Риеккалансаари — «греческий остров»

«Новое СоЗНАНИЕ - Новый Мир»  - Культура, Наука, Искусство, Духовность


13 января 2021

Риеккалансаари — «греческий остров»
РЕРИХОВСКАЯ КАРЕЛИЯ

Риеккалансаари — «греческий остров»

Риеккалансаари — «греческий остров»

Остров Риеккалансаари — колыбель Сортавала — расположен буквально напротив города, через залив Ляппяярви и пролив Ворссунсалми. Этот могучий остров длиной 12 км уже многие века защищает наш город от суровых ладожских волн и дает сортавальцам уникальную возможность отдыхать на природе и заниматься сельским хозяйством на своих любимых дачных участках.

Название Риеккалансаари произошло от карельского «риеккала» или «грекола», которое означает «греческий», т.к. на острове еще с новгородских времен стоит православная («греческая») церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Ряд финских исследователей употребляли слово «риеккалайнен» как синоним словосочетания «человек православной веры». Также возможно, что основой для названия острова стало имя когда-то очень известного карельского рода Реккола (Регола, Ригола), поселившегося здесь. Одно время остров называли Никольский по имени расположенной на нем церкви Св. Николая Чудотворца. В послевоенное время жители Сортавала стали называть Риеккалансаари как-то странно — «за паромом», поскольку через пролив до 1975 года ходил небольшой паром.

Люди поселились на острове Риеккалансаари, вероятно, еще в VI веке, о чем свидетельствуют находки древних захоронений. Уже в VIII веке здесь сеяли рожь. В XVI веке на острове находилось 5 деревень, а в XIX веке — уже 14 (Нукутталахти, Синиля, Риеккала, Рантуе, Оявойнен, Ихакселя, Тукианмяки, Парола, Токкарлахти, Телкиниеми, Похью, Хакала, Кекринлахти, Хейккуринсаари. В настоящее время на острове находится 6 поселков — Нукутталахти, Заречье, Красная Горка, Рантуе, Токкарлахти и Ламберг. К 1939 году на Риеккалансаари проживало 3000 человек, в основном крестьян, рыбаков и ремесленников, в меньшей степени — дачников, в настоящее время — около тысячи, преимущественно дачников.

Природа острова уникальна. Здесь есть высокие скалы с мрачными ущельями, обширные равнины с заросшими пашнями и лугами, заболоченные ложбины и даже два озерка-ламбушки. Остров сложен древними горными породами, образовавшимися 1.7-1.8 миллиарда лет назад из морских осадков, застывшей магмы и продуктов извержений вулканов — гнейсами, сланцами, песчаниками, гранитами. Природными достопримечательностями Риеккалансаари являются как минимум три приметных горы — Риуттавуори, Сало-каллио и Ворссунмяки. Гора Риуттавуори (в переводе с финского «гора-риф», «неприступная гора») расположена на восточном берегу острова и представляет собой высокую гранитную скалу с обрывистым западным склоном. С ее вершины на все стороны света открываются сказочные картины карельских ландшафтов. Один из таких видов даже был изображен на финской банкноте достоинством 500 марок в 1878 году.

Гора Сало-каллио («заросшая скала») расположена ближе к центру острова, за поселком Оявойс. Она также сложена сердобольскими гранитами, и тоже с западной стороны обрублена высокими уступами скал.

Гора Ворссунмяки, больше похожая на горный хребет, расположена на северо-западном берегу острова, и состоит из темно-красных гранито-гнейсов. Ее высокий, до 80 м, обрывистый склон, окаймленный еловым лесом, обращен в сторону города, и издали кажется темно-синим.

На острове Риеккалансаари, в районе поселка Оявойс, находится самое крупное в округе месторождение сортавалита-очень редкой горной породы вулканического происхождения, названной в XIX веке по месту первой находки — напротив Сортавала — академиком Ф.Ю. Левинсоном — Лессингом.

На восточном берегу залива Токкарлахти, почти насквозь расколовшего остров Риеккалансаари, расположена неприступная гранитная скала Линнавуори («крепостная»), на вершине которой сохранились следы крепостных валов карельского городища-убежища XII-XIII века. Напротив этой горы, в заливе, на острове Линнасаари («крепостной») также можно увидеть фрагменты убежища XII века. Эти крепости, а также еще два укрепленных островка на входе в залив Токкарлахти защищали в средние века жителей острова Риеккалансаари от врагов — шведов. На некоторых высоких скалах (Риуттавуори, Петрамяки, Сало-каллио, Ворссунмяки), в случае опасности карелы разводили сигнальные костры.

На северо-западном (Нукутталахти-Ворссунсалми) и восточном (Парола) берегах острова в 1870-1930-е годы финны ломали блоки серых сердобольских гранитов для строительства города Сортавала. Часть камней отправлялась на продажу в Санкт-Петербург. В 1900-1930-е годы на восточном берегу Риеккалансаари в районе гор Муркианмяки и Петрамяки, в пегматитовых жилах велась разработка кварца для производства стекла.

Риеккалансаари — это целая географическая страна, история и ландшафты которой неповторимы и достойны того, чтобы о них рассказать подробнее.

С начала XX века остров был поделен на 4 школьных округа — Нукутталахти, Риеккала, Рантуе, Хакала, в которые входили все 14 деревень. Но на сегодняшний день количество поселений на острове сократилось в 2.3 раза, а населения — в 3 раза.

В северной части острова, на берегу залива Нукутталахти («сонный залив»), до сих пор расположен небольшой поселок с одноименным названием, которое произошло от карельского «нукутта» — спать, отдыхать, усыплять. Старая карельская легенда рассказывает о том, что здесь, в тихой бухточке, на берегу острова, после нелегкого путешествия по бурной Ладоге как-то раз остановился на отдых известный герой карело-финского эпоса «Калевала» рунопевец Вяйнемёйнен. Много сил он потратил, огибая длинный мыс в северной части острова, который карелы, направлявшиеся в Сортавала, не любили и потому прозвали Хииденниеми («мыс лешего»).

На территории Нукутталахти находится самое древнее в Северном Приладожье захоронение — курган VI века. Его обнаружила в 1938 году финский археолог Элла Кивикоски.

Деревня Нукутталахти упоминается с 1500 года. В 1918 году на юго-западном берегу одноименного залива финны построили школу. Учителем в этой школе был Алекси Нурминен, известный сортавальский поэт. До войны, написанные на его слова песни о прекрасной Карелии, исполняли во всех школах Северного Приладожья. До конца 1930-х годов деревня Нукутталахти состояла из десятка хуторов, разбросанных среди полей, лугов и лесов, где жили в основном земледельцы. Недалеко от школы стоял дом члена Финского миссионерского общества Хейкки Ватанена, чуть подальше — дома братьев Матти и Пека Туунанен, Юхо Макула. В северо-восточной части деревни жили Тукио, Пелконен, Миеттинен, Карху, в северной — Авониус, Макула, Нурминен, Хартиккайнен и другие.

В 1950-е годы в Нукутталахти насчитывалось еще 25 домов, оставшиеся от финнов. Но в последующие десятилетия почти все они были уничтожены, а те постройки, что остались, практически не пригодны для жилья. Правда, с 1990-х годов в Нукутталахти, на старых фундаментах стали строить новые частные дома, которые хоть как-то оживляют унылую картину запустения.

В советские времена на окраине поселка Нукутталахти работало Сортавальское зверохозяйство Карелпотребсоюза, где разводили норок. Руководителем предприятия с 1968 по 1990 годы был Иван Давыдович Горбунов. В конце 1980-х годов это зверохозяйство почему-то признали нерентабельным, как и во многих районах Карелии, и в 1990 году закрыли.

Главной достопримечательностью Нукутталахти являются старинные каменоломни на берегу залива, в которых с 1870 до конца 1930-х годов финны добывали сердобольский гранит для строительства и украшения города Сортавала, в частности, для облицовки фасада Финляндского банка, цокольного этажа Объединенного банка Северных Стран и кладки опор Карельского моста. На эти заросшие лесом каменоломни иногда приходят школьники и туристы, бывают здесь и специалисты-географы и геологи.

В одном километре от Нукутталахти, ближе к городу, на берегу пролива Ворссунсалми, под защитой могучего скального хребта Ворссунмяки, расположен поселочек, при финнах называемый Синиля (Сиенила), а сейчас — Заречье. До войны здесь жили ремесленники и рабочие городских предприятий, после 1944 года — работники птицефабрики и зверохозяйства.

До сих пор в центре поселения, на берегу, сохранилась старая финская усадьба — дом, построенный в начале прошлого века, остатки сада и дендропарка. Возможно, что здесь жил последний ректор Сортавальской духовной семинарии Николай Валмо (Варфоломеев).

Вдоль подножья хребта Ворссунмяки расположено с десяток мелких каменоломен, где 80-100 лет назад финны добывали бут и блоки сердобольских гранитов для строительных нужд города Сортавала. С высоты хребта открывается прекрасный вид на город. До 1940 года здесь стояла смотровая вышка, специально устроенная для горожан и туристов, любящих путешествовать по горам.

Прямо напротив города Сортавала, на берегу острова Риеккалансаари расположен поселок Рантуе («береговой»), вытянутый вдоль залива Ляппяярви на целых три километра. В его северной части, на мысочке, с XIII — XIV веков стоит церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Именно здесь в новгородские времена находился центр Никольско-Сердовольского (Сердобольского) погоста и проходили знаменитые на всю округу ярмарки. Церковь не раз сжигалась шведами, но вновь возрождалась из пепла. До 1785 года Никольская церковь на Риеккалансаари была единственным храмом Сортавальского прихода. Рядом находились усадьбы священников и кладбище. В финские времена это место называли Папилан ранта («попов берег»).

Церковь несколько раз реставрировалась — в 1702, 1765, 1890, 1990-х годах. Наиболее памятна реставрация 1890-1891 годов, которая была проведена на средства, собранные прихожанами. Самый большой денежный вклад тогда внесла Элизабет Халлонблад (в девичестве Сиитоинен) — дочь известного сердобольского купца Ивана Федоровича Сиитоина, останки которого похоронены рядом с церковью. Внешний вид Никольской церкви конца XIX века сохранился до настоящего времени и в целом является отражением византийской архитектуры.

После «Зимней» войны и прихода в Сортавала советской власти, из Никольского храма вынесли все 6 колоколов и церковную утварь. Иконы были сняты, но не уничтожены — их нашли на чердаке одного из соседних домов финны, вернувшиеся сюда осенью 1941 года. После 1944 года церковь вновь была осквернена и разорена. Здесь устроили конюшню, потом разместился сельсовет, позже — клуб, библиотека, склад. С начала 1990-х годов церковь с прилегающей территорией передали Русской православной церкви, здесь разместилось подворье Валаамского монастыря.

Церковь Св. Николая Чудотворца хорошо видна со стороны города, мимо нее проплывают катера и корабли, идущие на святой Валаам. Сам Николай Чудотворец, Архиепископ Мир Ликийских благословляет всех путешествующих по Ладожскому озеру.

За церковью могучей стеной встала гора Папинмяки («гора священника»), являющаяся продолжением хребта Ворссунмяки. Ее высота достигает 92.7 м над уровнем Балтийского моря. Над западным обрывом горы монахи поставили Поклонный крест. Недалеко отсюда, в распадке рождается ручей, который, сбегая с уступа на уступ, несет свои чистые воды к подножью горы, и далее — в Ладогу. Еще один Поклонный крест виден у дороги, ведущей в центр острова. Третий крест установлен на небольшом островке залива Ляппяярви.

До 1940 года жители Рантуе занимались сельским хозяйством, рыбной ловлей и частично работали в городе. В летнее время население удваивалось за счет большого количества дач и усадеб горожан. В 1925 году на берегу залива Толвасенлахти («залив Толваненых», названного в честь известного рода, жившего здесь 300 лет) построили школу, которая стала центром школьного округа Рантуе. Рядом появился яблоневый сад, защищенный от ветров еловой стеной. На берегу залива тогда стояли дома знаменитых на всю округу капитанов Матти Толванена, Юхо Хуттунена и Фабиана Лагстрёма, которые на парусных судах ходили по Ладожскому озеру. Старый родовой дом Толванена сохранился до сих пор, но в любой момент может рухнуть.

По соседству со школой Рантуе, на мысу Кесяниеми, до 1939 года находилась усадьба Малвала, сейчас здесь — гостевой дом. В полукилометре от школы, в местечке Перо, на красивом мысу пролива с 1924 по 1939 годы стояла богатая загородная усадьба Лоухела, принадлежавшая семье владельца Сортавальского лесозавода Микко Супинена. Этот завод работал в 1904-1939 годах и находился на сортавальском берегу залива Ляппяярви. После войны здесь разместилась Сортавальская мебельная фабрика. В советское время на месте усадьбы Лоухела работал пионерский лагерь «Ладога». В настоящее время в южной части поселка Рантуе расположен дачный кооператив «Гранит», на остальной территории строятся современные жилые дома-усадьбы. Постоянное население поселка составляет около 70 человек.

Напротив Рантуе, в заливе Ляппяярви, находится несколько маленьких островов, на которых когда-то тоже жили люди. Из них наиболее примечателен остров Порместаринсаари («остров бургомисторов»), который в прошлые века находился во владении сортавальских градоначальников-бургомистров. С начала XX века здесь было благоустроено место для отдыха и развлечения горожан. В советские времена остров назывался «Островом любви», куда приезжали на лодках влюбленные пары.

Соседний остров Куккасаари («цветочный») также часто посещался горожанами. Здесь работал ресторан под открытым небом Христианского союза женской молодежи, где продавали прохладительные напитки. В советское время на остров с материка был перекинут очень длинный пешеходный мост, и это давало возможность сортавальцам приходить сюда для отдыха.

Еще один островок — Тархалансаари — в 1920-1930-х годах был плотно заселен рабочими завода Суппинен. Небольшой пароходик возил рабочих на сортавальский берег.

Ближе к городу, на широком мысу, расположен поселок Красная Горка, который до войны являлся частью деревни Рантуе. Дома поселка построены на высокой скале, сложенной древними базальтовыми лавами. До 1940 года здесь жили Вальюкс, братья Хювонен, Торппка и Ида Талвисалми и другие. Еще в 1939 году городскими властями было принято решение о строительстве постоянного моста через пролив Ворссунсалми, через который уже ходил небольшой паром. Финны успели отсыпать только дамбу. Паром продолжал ходить и в советские времена, до 1975 года, после чего через пролив уложили понтонный мост, сейчас находящийся в аварийном состоянии.

К востоку от Рантуе, на северном берегу залива Токкарлахти («залив для захода кораблей»), расположен одноименный поселок. Под этим именем поселение существует с XIX века, а ранее оно являлось частью деревни Рантуе. До 1939 года Токкарлахти входил в состав школьного округа Риеккала. В самом конце залива Токкарлахти, на высоком берегу, среди сосен, до войны стояла усадьба купца Юхо Сеппянена. В советские времена здесь расположилась турбаза «Сортавальская», принимавшая до 17 тысяч туристов в год. В настоящее здесь работает гостевой дом. До 1960-х годов Токкарлахти называлось Ламбергом. Сейчас здесь постоянно проживает около 50 человек.

К востоку от поселка Токкарлахти, на северном берегу одноименного залива, с XIX века известно поселение Оявойс (от финского «оя» — ручей), которое в XVII-XVIII веках называлось Рутзия. Через поселок протекает ручей, который берет начало в озере Кирьявалампи, также называемое Глухое, и водопадом вливается в залив Ладоги. В 1920-х годах здесь насчитывалось 15 дворов, а в настоящее время — около 50 дачных построек кооператива «Приладожский» и всего лишь несколько жилых домов, появившихся сразу же после войны.

На западном берегу залива Токкарлахти находится поселок Ламберг, получивший такое название лишь после 1944 года, поскольку в этих местах до войны было много хуторов, где жили Ламберги — в прошлом очень известный в округе карельский род рыбаков и земледельцев.

До 1944 года поселение называлось Риеккала и Телкиниеми. Деревня Риеккала («греческая»), названная так же, как и весь остров, известна уже более 500 лет. Ее название в документах XVI-XVII веков звучит по-разному: Реекала, Рекала, Регола, Ригала. Эта деревня, как и другие в округе, состояла из хуторов, которых к 1939 году насчитывалось около 15. В восточной части нынешнего поселка Ламберг, на южном берегу залива, до сих пор сохранилось здание школы бывшего школьного округа Риеккала, построенной в 1893 году. В советские времена здесь также проводились занятия для учеников. В 1970-1980-е годы поселок Ламберг переживал расцвет. Сюда, как и в другие поселки острова Риеккалансаари, переехало с соседнего острова Тулолансаари несколько десятков жителей. Заработала молочная ферма. Открылись магазины, клуб. Но к началу XXI века ничего этого здесь не осталось. Сейчас при въезде в поселок работает гостевой дом «Ламберг», рассчитанный лишь на состоятельных туристов.

До войны на восточном берегу залива Токкарлахти была расположена деревня Тукианмяки, название которой переводится как «защищающая гора, цитадель», поскольку рядом с ней в средние века находилась карельская крепость — Линнавуори. В 1930-х годах здесь, среди широких полей, располагалось 17 хуторов. На горе Мюллюмяки («мельничной») работала ветряная мельница. Сейчас кое-какая жизнь сюда возвращается. На красивом месте долины Тукианмяки появились летние домики.

До 1944 года на восточном берегу острова находилась деревня Парола, там, где сейчас работает форелеводческое хозяйство. Крестьяне этой деревни занимались рыболовством, заготовкой древесины и добычей камня. В 1900-1930-е годы здесь, на береговых скалах, выламывали блоки сердобольских гранитов для производства надгробных памятников, а также — кусковой кварц, который продавался на стекольные заводы. Интересно то, что в 1937 году в эту дальнюю часть острова с материка было проведено электричество. В 1950-е годы здесь еще отмечалось 6 дворов с постройками.

На юге острова Риеккалансаари до войны располагалась довольно крупная деревня Хакала (Хакола), известная с XVI века. В 1920-е годы здесь насчитывалось более 20 хуторов, стоявших на берегу Ладоги и в глубине острова. В 9 из них проживали члены ранее упомянутого рода Ламберг. На берегу залива Туохтинлахти находился большой дом известного лодочника Александра Куйсманена, который прославился тем, что изготовил модель лодьи, до сих пор хранящуюся в Хельсинском национальном музее. На мысу Унтолахти стоял красивый, похожий на сказочный замок среди чудесного парка, дом школьного учителя Герберта Унтолахти. Здесь, в окружении сосен, росли плакучие березы, яблони и экзотические деревья.

В 1934 году в Хакала, на берегу залива, построили школу, но еще раньше был образован школьный округ, когда дети ходили учиться в бывший дом Пекка и Анти Ламберг. После войны в Хакала организовали колхоз имени В.И. Чапаева — отсюда и возникло название залива — «Чапаевская губа».

Сейчас в Хакала никто не живет, если не считать одного небольшого хозяйства. Огромные поля и пашни стремительно зарастают. Здесь не осталось ни одной финской постройки. Сюда практически нет и дороги — она вся разбита. Кажется, как будто и не было здесь никогда людей. Но все же напоминанием о прежних жителях этих мест являются груды камней на месте домов, заброшенные поля и редко встречающиеся яблони и кусты розы и сирени. Скоро и этих следов не останется, да и память о прежних хозяевах острова — карелах и финнах — сотрется. Но все же здесь что-то еще осталось от прошлого, как и на соседнем острове Тулолансаари.

Радует то, что Риеккалансаари по-прежнему заселен людьми, пусть с другой культурой, с другим менталитетом. Здесь из года в год строятся новые дачные и жилые дома, сюда на постоянное жительство переезжают люди. Остров расположен очень удобно, на его территории еще есть свободные земли для строительства и хозяйствования, здесь много мест, удобных для организации отдыха. Наконец, здесь сохранилась красивая природа, которая ежегодно притягивает к себе сотни отдыхающих и туристов.

Историко-культурное наследие Риеккалансаари велико и многогранно. Здесь находится как минимум три археологических памятника (могильник и городища-убежища карел). Очень много (более 60) — старинных каменоломен строительного камня (гранитов, гнейсов) и кварцевых рудников. Сохранились еще старые финские постройки. И все это наследие нужно сохранить для потомков, для того, чтобы не стерлась полностью память о народах, населявших эти места, для того, чтобы история не прерывалась, как это случилось после 1944 года. Надо сберечь для будущих поколений и уникальную природу острова, которая уже многие десятилетия страдает от человека, особенно в последние 30 лет, когда здесь появились садоводческие хозяйства.

Для сохранения природного и историко-культурного наследия Риеккалансаари предлагалось создать национальный парк «Ладожские шхеры». Однако, большинство жителей и владельцев дачных участков острова Риеккалансаари высказались против этого проекта, опасаясь соседства с национальным парком, который, по их мнению, стал бы сильно утеснять хозяйственную деятельность людей, и даже претендовать на их земли. Чтобы не ухудшать и того сложную ситуацию вокруг «Ладожских шхер» разработчики проекта в 2011 году решили исключить из границ парка практически весь остров Риеккалансаари, насыщенный поселениями и дачными участками, кроме его крайней восточной части, за урочищем Тукианмяки. Этот небольшой участок острова, состоящий из скал, покрытых лесом, где никогда не было и нет никаких хозяйств, является уникальным с точки зрения геологии и истории горного дела. Здесь расположено около 20 старинных горных выработок, в которых финны добывали строительный камень и кварц для производства стекла и керамики.

Жаль, что весь остров Риеккалансаари не войдет в национальный парк. Программа развития парка предусматривала строительство на острове нормальных дорог, гостиниц, гостевых домов, зон отдыха, и главное, устройство постоянного моста через пролив. Теперь этого, вероятно, не будет. В районном и городском бюджете нет денег. Их предлагали федералы — отказались. Теперь своими слабыми силенками будем пытаться развивать инфраструктуру Риеккалансаари, на что уйдет не одно десятилетие. Природные и историко-культурные памятники острова мы тоже своими силами будем «охранять» и можно представить, что будет с этими памятниками уже через несколько лет, когда они окажутся с подачи администрации района в чьем-либо частном владении. Тогда-то уж точно ни сортавальцы, ни жители Риеккалансаари не смогут свободно ходить в лес, опасаясь встретить надменных охранников новых богатых хозяев, приехавших из Москвы или Санкт-Петербурга.

Распродажа земельных участков на Риеккалансаари продолжается, и она только будет нарастать, поскольку других источников доходов у района практически нет. В связи с этим, возникает вопрос, есть ли у администрации Сортавальского района и городского поселения какой-нибудь план развития территории Риеккалансаари, и если есть, не несет ли он реальной опасности окружающей природе и историко-культурным памятникам этого острова, который мог бы претендовать на статус памятника истории и культуры федерального значения? Но, думаю, на этот вопрос не будет ответа. Тогда остается лишь надеяться только на самих себя, и предаваться воспоминаниям о славном прошлом нашей многострадальной карельской земли.

февр 2012